Святой Розарий

Как молиться Розарий

Пресвятая Дева Мария в Фатиме настойчиво просила Лусию, Франсишку и Жасинту каждый день молиться Розарий, чтобы на земле воцарился мир и окончилась война. Мария тем самым указала на Розарий как на могущественную молитву, способную побеждать зло на земле и приносить мир людям.

Во время своего третьего явления 13 июля 1917 года Пресвятая Дева пообещала Лусии, что в октябре Она откроет, кто Она такая. Явившись в последний раз 13 октября — а октябрь это месяц, который в Католической Церкви посвящен молитве Розария — Мария назвала Себя «Владычицей Розария» и вновь призвала детей продолжать молиться Розарий ежедневно. Таким образом, вся история фатимских явлений связана с этой традиционной молитвой Церкви и подчеркивает ее важность и необходимость.

Катехизис Католической Церкви говорит, что почитание Пресвятой Богородицы «находит свое выражение в литургических праздниках, посвященных Богоматери, и в богородичной молитве, например, в молитве Святого Розария, ‘сжатом изложении всего Евангелия'» (ККЦ 971). Говоря о молитве Розария, Катехизис добавляет: «Средневековое благочестие Запада породило молитву Розария, заменившую в народе Молитвы Часов» (ККЦ 2678).

Молитвенно размышляя над радостными, скорбными и славными тайнами, верующий вспоминает основные тайны христианской веры. При этом он также произносит 150 молитв «Радуйся, Мария», разбитых на 15 десятков, и эти молитвы обычно рассматриваются как символическое представление 150 библейских псалмов Давида.

Согласно многовековой традиции Церкви, монахи и священники в определенные часы дня читали Часослов (или «Бревиарий»), состоявший по большей части из псалмов. До изобретения книгопечатания и перевода Библии на современные языки у верующих, как правило, не было возможности активно присоединиться к этой молитве Церкви, и чтение 150 молитв «Радуйся, Мария» заменяло им чтение 150 псалмов. Однако Розарий, как созерцательная молитва, обладающая неисчерпаемым духовным богатством, вовсе не может считаться лишь благочестивой практикой бедных и необразованных — довольно быстро она стала любимой молитвой священников, епископов и Пап, и последние много раз рекомендовали ее как драгоценное сокровище для верующих любого положения и статуса.

Молитва Розария заключает в себе краткий пересказ основных событий Евангелия, позволяющий, благодаря своей простой форме, пережить главные христианские тайны. Вместе с Марией, Ученицей Христа, исполненной Духа Божия, мы через чтение Розария созерцаем Божественный Лик Христа. Мы хотим быть похожими на Иисуса и в своей жизни воплотить ценности Евангелия. Несмотря на то, что основная молитва Розария — «Радуйся Мария» — обращена к Пресвятой Деве, её центром и вершиной является слово Иисус, к которому обращены все наши чувства и всё наше внимание.

Молитва Розария читается по четкам, обычно состоящим из креста и 59 бусин. Молясь по четкам, мы перебираем бусины, читая на каждой из них соответствующую молитву. На больших бусинах (иногда они могут не отличаться по размеру, но быть другого цвета, либо просто отделены от остальных звеньями цепочки или узелками веревки) читается молитва Господня («Отче наш»), а на остальных бусинах — молитва «Радуйся, Мария».

По традиции, молитва состоит из трех частей — радостных, скорбных и славных тайн. Каждая часть включает в себя пять событий из жизни Христа и Девы Марии. Папа Иоанн Павел II предложил добавлять к ним также светлые тайны, что верующие могут делать по своему желанию.

Последовательность молитвы Розария

Крестное знамение

Совершая крестное знамение, произносим:

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

и целуем крест Розария.

Хорошо также в начале Розария сформулировать (вслух или мысленно) намерение, в котором он будет читаться.

Апостольский символ веры
Верую в Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли.
И в Иисуса Христа, единого Его Сына, Господа нашего,
который был зачат от Духа Святого, родился от Марии Девы;
страдал при Понтии Пилате, был распят, умер и погребен;
сошел в ад; в третий день воскрес из мертвых;
восшел на небеса и сидит одесную Бога Отца Всемогущего;
оттуда придет судить живых и мертвых.
Верую в Духа Святого, святую Католическую Церковь,
святых общение, оставление грехов,
воскресение плоти, жизнь вечную. Аминь.
«Отче наш»

На первой бусине читаем молитву «Отче наш»:

Отче наш, сущий на небесах!
Да святится имя Твоё;
да придёт Царствие Твоё;
да будет воля Твоя и на земле, как на небе.
Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
и прости нам долги наши,
как и мы прощаем должникам нашим;
и не введи нас во искушение,
но избавь нас от лукавого.
Аминь.
«Радуйся, Мария»

На следующих трех бусинах читаем 3 раза «Радуйся, Мария» (для умножения веры, надежды и любви):

Радуйся, Мария,
благодати полная, Господь с Тобою,
благословенна Ты между жёнами
и благословен плод чрева Твоего Иисус.
Святая Мария, Матерь Божия,
молись о нас, грешных,
ныне и в час смерти нашей.
Аминь.
«Слава Отцу»

После этого произносим Малое славословие:

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Либо:

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
Как было в начале, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Эти молитвы составляют вступление Розария.

После этого объявляется название части и первой тайны. На большой бусине читается «Отче наш», на маленьких — 10 «Радуйся Мария». В конце каждой тайны произносится «Слава Отцу» и можно прибавить Фатимскую молитву, которой Дева Мария научила Лусию, Франсишку и Жасинту:

Фатимская молитва
О, мой Иисус! Прости нам наши прегрешения, избавь нас от огня адского и приведи на небо все души, особенно те, которые больше всего нуждаются в Твоем милосердии.

Можно также добавить воззвание:

«О Мария, без первородного греха зачатая! Моли Бога о нас, к Тебе прибегающих».

По завершении молитвы Розария обычно поется или произносится антифон «Славься, Царица» (лат.: Salve Regina):

«Славься, Царица»
Славься, Царица, Матерь милосердия,
жизнь, отрада и надежда наша, славься.
К Тебе взываем, изгнанные чада Евы.
К Тебе воздыхаем, стеная и плача в этой долине слёз.
О Заступница наша! К нам устреми Твои милосердные взоры
и после этого изгнания яви нам Иисуса,
благословенный плод чрева Твоего.
О кроткая, о благая, о сладостная Дева Мария.

Либо по-латински:

Salve, Regina, Mater misericordiae,
vita, dulcedo, et spes nostra, salve.
ad te clamamus
exsules filii Evae,
ad te suspiramus, gementes et flentes
in hac lacrimarum valle.
Eia, ergo, advocata nostra, illos tuos
misericordes oculos ad nos converte;
et Jesum, benedictum fructum ventris tui,
nobis post hoc exsilium ostende.
O clemens, o pia, o dulcis Virgo Maria.

Также можно прочитать особую молитву после Розария и Литанию к Пресвятой Богородице.

Молитва после Розария

Боже, Твой Единородный Сын жизнью, смертью и воскресением Своим открыл нам путь к вечному спасению. Молим Тебя: даруй, чтобы мы, размышляя об этих тайнах в святом Розарии Пресвятой Девы Марии, последовали преподанным в нем примерам и удостоились исполнения данных нам обещаний. Через Христа, Господа нашего. Аминь.

Тайны Розария

Радостные тайны (по понедельникам, четвергам и субботам):

1. Благовещение
2. Посещение Пресвятой Богородицей святой Елисаветы
3. Рождество Христово
4. Сретение Господне
5. Обретение Отрока Иисуса в храме

Скорбные тайны
(по вторникам и пятницам):

1. Молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду
2. Бичевание Иисуса Христа
3. Увенчание тернием
4. Крестный путь Иисуса Христа
5. Распятие и смерть Иисуса Христа

Славные тайны
(по средам и воскресеньям):

1. Воскресение Иисуса Христа
2. Вознесение Иисуса Христа
3. Сошествие Святого Духа
4. Успение Пресвятой Богородицы
5. Увенчание Пресвятой Богородицы небесной славой

Светлые тайны (могут использоваться для размышления по четвергам вместно радостных тайн):

1. Крещение Господне
2. Брак в Кане Галилейской
3. Возвещение Царства Божия и призыв к обращению
4. Преображение Господне
5. Тайная Вечеря

Библейские тексты

Как введение к каждой тайне Розария можно прочесть отрывок из Библии и размышлять о его тайне.

Радостные тайны:

1. Благовещение: Лк 1, 26-38
2. Посещение Пресвятой Богородицей святой Елизаветы: Лк 1, 39-45
3. Рождество Христово: Лк 2, 1-19
4. Сретение Господне: Лк 2, 22-35
5. Обретение Отрока Иисуса в храме: Лк 2, 42-51

Скорбные тайны:

1. Молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду: Мф 26, 36-44
2. Бичевание Иисуса Христа: Лк 23, 13-23; Ин 19, 1
3. Увенчание тернием: Ин 19, 2-11. 14b-15a
4. Крестный путь Иисуса Христа: Лк 23, 26-28. 32-38
5. Распятие и смерть Иисуса Христа: Ин 19, 23-27; Лк 23, 44-49

Славные тайны:

1. Воскресение Иисуса Христа: Мф 28, 1-10
2. Вознесение Иисуса Христа: Мф 28, 16-20; Деян 1, 8-9
3. Сошествие Святого Духа: Деян 2, 1-4
4. Успение Пресвятой Богородицы: Ин 14, 1-4. 6b
5. Увенчание Пресвятой Богородицы небесной славой: Еф 1, 3-10