
В 9.40 утра 13 мая 2010 года, в торжество Пресвятой Богородицы Фатимской, Святой Отец Бенедикт XVI отправился в часовню Явлений, откуда возглавил, стоя в папамобиле, торжественную процессию до площади перед санктуарием.
В 10.00, на площади санктуария, Папа предстоятельствовал за Святой Мессой торжества, в 10-летнюю годовщину причисления к лику блаженных Жасинты и Франсишку. В этом году также исполнилось 5 лет со дня смерти сестры Лусии и 100 лет со дня рождения Жасинты.
В ходе Евхаристического Богослужения, начавшегося с приветствия епископа Леирийского и Фатимского Его Преосвященства монс. Антониу Аугусту душ Сантуш Марту, после провозглашения Святого Евангелия, Святой Отец произнес проповедь:
Дорогие паломники,
«И будет известно между народами семя их, […] они семя, благословенное Господом» (Ис 61, 9). Так начиналось первое чтение этой Евхаристии, слова которого удивительным образом исполняются в этом собрании, благоговейно пребывающего у ног Фатимской Богородицы. Возлюбленные мои братья и сестры, я тоже пришел паломником в Фатиму, в этот «дом», который был избран Марией для того, чтобы говорить с нами в современную эпоху. Я пришел в Фатиму, чтобы порадоваться присутствию Марии и Её материнскому покровительству. Я пришел в Фатиму, потому что в этом месте сходится сегодня Церковь-паломница, которую Её Сын пожелал сделать орудием евангелизации и таинством спасения. Я пришел в Фатиму для того, чтобы помолиться с Марией и со множеством паломников о нашем человечестве, терзаемом нищетой и страданиями. Наконец, я пришел в Фатиму с теми же чувствами блаженных Франсишку и Жасинты и рабы Божией Лусии, чтобы задушевно признаться Богородице в том, что я люблю, что Церковь, священники любят Иисуса и их взоры устремлены на Него, в то время как завершается этот Год священства, и чтобы вверить материнской защите Марии священников, посвященных Богу мужчин и женщин, миссионеров и всех, кто вершит добро, стремясь сделать Дом Божий гостеприимным и благотворным.
Они — семя, благословенное Господом… Семя, благословенное Господом — это вы, верные диоцеза Леирия-Фатима, вместе с вашим пастырем монс. Антонио Марто, которого я благодарю за приветственные слова, обращенные ко мне в начале, и за заботу, которой он меня окружил, также через своих сотрудников, в этом санктуарии. Я приветствую г-на президента Республики и других представителей властей, служащих этой славной Нации. Мысленно обнимаю все диоцезы Португалии, которые представляют здесь их епископы, и вверяю Небесам все народы и нации земли. Во Господе я прижимаю к сердцу всех их сынов и дочерей, особенно тех из них, кто живет в страданиях или в забвении, желая передать им ту великую надежду, которая пылает в моем сердце и которая здесь, в Фатиме, является наиболее ощутимой. И пусть эта надежда пустит корни в жизнь каждого из нас, дорогие паломники, стоящие здесь, и те, кто соединен с нами через средства социальной коммуникации.
Да! Господь, наша великая надежда — с нами; в Своей милосердной любви Он дает будущее Своему народу: будущее общения с Собой. Народ Божий, ощутив милость и утешение Бога, не оставившего его на протяжении всего тернистого пути возвращения из Вавилонского изгнания, восклицает: «Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем» (Ис 61,10). Высочайшей дочерью этого народа является Дева-Матерь из Назарета, Которая, облеченная благодатью и нежно удивляющаяся тому, что должна носить во чреве Бога, присоединяется к этой радости и надежде в Своей песне Magnificat: «Возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем». Тем временем Она не считает Себя привилегированной посреди бесплодного народа, больше того, Она пророчествует для них нежные радости материнства Бога, ибо «милость Его в роды родов к боящимся Его» (Лк 1, 47.50).
Доказательством тому является это благословенное место. Через семь лет вы вернетесь сюда, чтобы отпраздновать столетие первого посещения Госпожи, «пришедшей с Небес», как Наставница, Которая вводит маленьких ясновидящих в близкое знание тринитарной Любви и подводит их к тому, чтобы они могли вкушать Самого Бога, как самое прекрасное в человеческой жизни. Это был опыт благодати, который сделал их влюбленными в Бога в Иисусе, до такой степени, что Жасинта восклицала: «Мне так нравится говорить Иисусу, что я Его люблю! Когда я это повторяю Ему много раз, мне кажется, что в груди разгорается огонь, но он меня не обжигает». А Франсишку говорил: «То, что мне нравится больше всего — это видеть Нашего Господа в том свете, который Наша Матерь вложила нам в грудь. Я очень люблю Бога!» (Воспоминания сестры Лусии, I, 42 e 126).
Братья, слушая эти простодушные и глубокие мистические признания пастушков, кто-то может смотреть на них с некоторой завистью, потому что они видели, либо с горьким смирением тех, кто не имел такого счастья, но настаивает на своем желании видеть. Этим людям Папа говорит, как Иисус: «Этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией?» (Мк 12, 24). Писания побуждают нас верить: «Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин 20, 29), но Бог, — Который гораздо ближе ко мне, чем я сам (ср. св. Августин, Исповедь, III, 6, 11) — имеет власть прийти к нам, особенно через внутренние чувства, так, что душа ощущает нежное прикосновение реальности, находящейся за пределами осязаемого, и сделать душу способной воспринимать это неосязаемое, невидимое с помощью чувств. Для этого требуется своего рода внутренняя бдительность сердца, которую по большей части времени мы не имеем из-за сильного давления внешних реальностей, и из-за образов и тревог, наполняющих душу (ср. Богословский комментарий на Фатимское послание, 2000 г.). Да! Бог может достичь нас, являя Себя нашему внутреннему видению.
Более того, тот Свет в душе пастушков, исходящий из Божественного будущего, является тем же самым, который явил себя в полноте времен и пришел для всех: это Сын Божий, ставший человеком. То, что Он имеет власть зажигать самые холодные и грустные сердца, мы видим в учениках из Эммауса (ср. Лк 24,32). Поэтому наша надежда имеет реальное основание, она опирается на событие, которое располагается в истории и одновременно превосходит ее: это Иисус из Назарета. И восторг, вызванный Его мудростью и спасительной силой в тогдашнем народе был таким, что одна женщина среди многолюдной толпы — как мы слышали в Евангелии — восклицает: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!». На это Иисус ответил: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его!» (Лк 11, 27.28). Но кто же имеет время слушать Его слово и позволить себе увлечься Его любовью? Кто бодрствует в ночи сомнения и неуверенности с сердцем, погруженным в молитву? Кто ждет зари нового дня, поддерживая горящим пламя веры? Вера в Бога открывает человеку горизонт твердой надежды, которая не разочарует; она указывает прочный фундамент, на который можно без страха опереть свою жизнь; она требует полного предания себя, с доверием, в руки Любви, поддерживающей мир.
«И будет известно между народами семя их, […] они — семя, благословенное Господом» (Ис 61, 9), с нерушимой надеждой, приносящей плод в любви, которая жертвует собой ради других, но не жертвует другими; напротив, — как мы слышали во втором чтении, — она «все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор 13,7). Примером тому и стимулом являются пастушки, сделавшие свою жизнь приношением Богу и служением другим ради любви к Богу. Богородица помогла им открыть сердце всеобщности любви. Блаженная Жасинта показала себя особенно неустанной в служении бедным и в жертве за обращение грешников. Только с такой братской любовью и щедростью мы сможем построить цивилизацию Любви и Мира.
Тот, кто думает, что пророческая миссия Фатимы завершена, заблуждается. Здесь мы переживаем тот замысел Бога, который взывает к человечеству с самого его зарождения: «Где Авель, брат твой? […] что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли!» (Быт 4, 9). Человек смог запустить цикл смерти и ужаса, но ему не удается прервать его … В Священном Писании часто говорится о том, что Бог ищет праведников, чтобы спасти град людей, и то же самое Он делает здесь, в Фатиме, когда Божья Матерь спрашивает: «Желаете ли вы принести себя Богу, чтобы перенести все страдания, которые Он пожелает послать вам, в возмещение за грехи, которыми Он оскорблен, и как мольбу об обращении грешников?» (Воспоминания сестры Лусии, I, 162).
В то время, когда человечество уже было готово возложить свои самые священные обязательства на алтарь жалкого эгоизма нации, расы, идеологии, группы, индивидуума, с Небес пришла наша благословенная Матерь, чтобы насадить в сердцах тех, кто вверяет Ей себя, Божью Любовь, пылающую в Её сердце. В то время их было только трое, но их пример жизни распространился и умножился – особенно с помощью странствий Девы Паломницы – в бесчисленных группах по всей земле, посвятивших себя делу братской солидарности. Пусть эти семь лет, которые отделяют нас от столетия Явлений, ускорят предсказанный триумф Непорочного Сердца Марии во славу Пресвятой Троицы.


Источник: Papst.pro